• Пресс-релизы

ЖИЗНЬ ОТДЕЛЕНИЙ: ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНУЮ АДЫГЕЮ

Совсем недавно коллектив Светлоградского межрайонного отделения избрал нового председателя цехового комитета профсоюзной организации ОАО «Ставропольэнергосбыт» Жанну Владимировну Сидоренко, в связи с уходом прежнего председателя Ольги Николаевны Мангасаровой в декретный отпуск. Новый профсоюзный лидер решила организовать для нас отдых в горах, причем не в уже знакомых и любимых нами Домбае или Архызе, а в Адыгее, богатой красивыми пейзажами, водопадами, пещерами, храмами. В местечке под загадочным названием  Лаго-Наки. И вот уже куплены путевки, собраны вещи, замаринован шашлык. Путешествие начинается.

День первый. В пять часов утра подходим к месту сбора, все сонные, но радостные от предвкушения хорошего отдыха, положительных эмоций и новых впечатлений. Располагаемся  в комфортабельном автобусе. По пути следования через Ставрополь к нам присоединяется экскурсовод Татьяна Николаевна Фунтикова. Она сразу начинает повествование об  истории Ставропольского края, Северного Кавказа, древней Адыгеи и о народах, населявших эту землю, о Кавказской войне. Мы с большим удовольствием слушаем ее, интересный рассказ растянулся на всю дорогу к месту нашего отдыха.

Первая остановка – Хаджохский дольмен: древнее сооружение из камней, о чьем предназначении до сих пор спорят историки. Дольмены обладают колоссальной магической силой, объяснения которой нет. И самые загадочные из них – в России, на Кавказе. От рассказа об этом чуде света даже немного жутковато. Едем дальше. На ночлег устраиваемся в симпатичной гостинице «Горное вдохновение», находящейся в маленьком поселке Победа, где, как мы узнали позже, проживает  всего 140 человек. Гостиница расположена буквально в 150 метрах от Свято-Михайловско-Афонской пустыни или по-другому Свято-Михайловского мужского (действующего) монастыря, основанного в 1887 году. Эти места отличаются неописуемой красотой, вокруг тишина и покой, нарушаемые лишь четырежды в день звоном колоколов, оповещающих об окончании службы. Сюда специально для посещения монастыря и служб приезжает очень много паломников.

Немного перекусив, едем к уникальному природному творению - водопадам Руфабго, расположенным на левом берегу реки Белой. По исхоженной тропе, которая вьется по дну ущелья, проходим  к нависающей над нами скале под названием «Пронеси господи». Слегка в стороне  можно заметить тропу, ведущую в буковый лес. Пройдя чуть дальше, мы слышим звуки одного из водопадов Руфабго под названием Шум. С высоты чуть более шести метров, потоки падают вниз, поднимая в воздух мириады хрустальных брызг. Увиденное вызывает восторг, хочется попробовать эти капельки на ощупь. Дружно фотографируемся, умываемся и идем дальше. Тропинка узкая, немного скользко, надо быть осторожным и чаще смотреть под ноги, но глаза  все время высматривают причудливые формы скал. Небольшие  струйки воды стекают с них прямо нам на головы, но это обстоятельство никого не огорчает, а лишь служит поводом для шуток. И вот он – водопад Сердце Руфабго. Зрелище необычайной красоты!

Ущелье Руфабго состоит из тонкослойных известняков, напоминающих стены средневековой крепости и придающих им некую таинственность, особенно после услышанной легенды. Она гласит, что огромный камень у водопада – это окаменевшее сердце великана Руфабго. Когда-то храбрый юноша Хаджох убил злодея и забросил его сердце в ручей. С тех пор оно и лежит там. Оторваться от картины падающей воды невозможно, водопад так и притягивает, манит к себе. Уходить не хочется. Говорят, что у водопадов не бывает грустных людей, наверное, это так, потому что на фотографиях наши лица буквально искрятся радостью.

Идем  дальше по ущелью, и взору открывается удивительный пейзаж: в горное озерцо серебряной лентой падает вода. Этот водопад назван Шнурочком, иногда его называют Девичьей косой. Некоторые смельчаки из нашей компании, не страшась ледяной воды, бросаются в озерцо. Остальные отдыхают на теплых камнях, любуясь красотой окружающей природы. Но вот решено идти  обратно. Смех и шутки не сходят с наших уст.   Возвращаемся в  пос. Каменномосткий (Ходжох), расположенный по обоим берегам красивейшей реки Белая. Свое название поселок получил благодаря обвалившейся скале,  которая зависла над каньоном Ходжох в виде каменного моста. Это место называется Ходжохской тесниной. Поражает мощь реки, с которой она здесь течет, а вернее пробирается сквозь узкий проход в скале. Провал вниз составляет около 40 метров, смотреть страшно, немного дрожат ноги, но адреналин неимоверный. Все переваливаются через перила и не могут оторвать глаз от потрясающей картины  буйства воды и скал.

Вечером – традиционные шашлыки и песни в тесном кругу друзей. Хорошо! Все устали, но расходиться никому не хочется.  Спать идем уже за полночь.

День второй. Ранний подъем, завтрак и далее идем по намеченному маршруту к хребту Азиш-Тау. Наш путь лежит к маленькой пещере под трогательным названием Нежная. Идем по лесной тропе, которая  рождает образы русских сказок - о бабе Яге и Лешем. Вокруг трухлявые  пни, огромные ели и сосны, поросшие мохом камни, полумрак. Идем в тишине, и каждый сочиняет свою сказку. Попадая в пещеру, удивляемся ее красоте. Она хоть и небольшая, но очень холодная, всего четыре градуса. Кстати, это единственная пещера, которая имеет горизонтальное расположение. С любопытством обследуем все уголки и радостно выходим на свет божий.

Следующий этап нашей экскурсии – большая Азишская пещера, поражающая воображение своими размерами. Она известна еще с 1911 года, но официально изучать её стали только с 1987 года. Длина пещеры около 640 метров, но для туристов выделено немногим более 200 метров. По ее дну протекает чистейшая речка. Осмотр пещеры проходит под рассказываемые экскурсоводом легенды и истории. Гид показывает нам причудливые сталактиты, сталагмиты и сталагнаты, которые фантазией природы превращены то в горный аул или бутылку шампанского, то в голову всадника или тридцать три богатыря  Но больше всего нас потрясло изображение «духа пещеры» на куполе большого зала. Затекла шея, от постоянно поднятой вверх головы. Хочется все рассмотреть и сфотографировать, время пролетает незаметно, и нам пора возвращаться наверх.

И снова мы в ожидании и предвкушении новой экскурсии.  Занимаем места в «УАЗах» и едем на перевал Азишский (1745 метров над уровнем моря), с которого в ясную погоду видно все плато Лаго-Наки.  Здесь мы услышали романтичную историю, связанную с названием  плато: о любви простого юноши Лаго и красавицы Наки, княжеской дочери. По легенде они  погибли, бросившись со скалы из-за родительского запрета на свои чувства. Впоследствии в их честь назвали плато. Это удивительно живописное место, но нам слегка не повезло, так как туман помешал рассмотреть окрестные красоты, как следует. Это нас ничуть не расстроило, мы прогулялись по крутому склону с пышной альпийской растительностью. Фотографируем цветы и удивляемся: многие из нас выращивают дома лилии, водосбор, ромашки, люпин, вкладывая в это занятие много сил и души, а в горах они растут свободно и так красиво!

С трудом нас собирают в машины, надо возвращаться. По дороге заезжаем на одну из пасек, разбросанных по склонам гор. Здесь нас угощают вкуснейшими блинами с горным медом и адыгейским сыром. Неподалеку от пасеки идут полеты на мотодельтапланах. Невольно появились мысли, а не полетать ли и нам? У всех загорелись глаза, небо манит, но как-то страшновато. И всё же желание «пощекотать» свои нервы пересиливает страх. Самой смелой оказалась диспетчер Ипатовского участка Татьяна Ковтун. Второй, конечно, была я.  И больше желающих не нашлось. Теплая куртка, шлем, команда «от винта» - и в небо! Казалось, такой маленький агрегат, а как резво развивает скорость и быстро набирает высоту! Переговариваемся с пилотом, он подозрительно посматривает на меня.  Спрашивает, как дела? – «Супер, просто класс!» - отвечаю я.  Аппарат  поднимается все выше и выше, уходит в сторону леса.  Пролетаем над палаточным лагерем, пилот сообщает о высоте гор и глубине каньонов. Снижаемся. Кажется, вот-вот коснемся травы и, о, ужас, мы падаем в каньон! Дыхание перехватывает, вырываются вопли восторга, мы тут же набираем высоту снова.  Делаем  несколько разворотов, поднимаемся и вновь резко планируем вниз. Пролетаем прямо над головами моих коллег:  рисуемся!  Я машу  всем руками.  Опять каньон, но поменьше.  Приземление, слава богу, проходит мягко. Вот это – да-а-а, адреналин зашкаливает. Класс!!!

Возвращаемся в гостиницу, легкий «перекус», после чего нас ждет очередная экскурсия.  Идем в Свято-Михайловский монастырь. Наш гид, Татьяна Николаевна, очень интересно рассказывает об истории образования монастыря, о его создателе - афонском иеромонахе (ныне архимандрите) Мартирии. Посещаем храм, где в это время идет служба.  Ставим свечи. Дальнейший наш путь лежит в гору, где на высоте чуть более 700 метров находится источник святого великомученика и целителя Пантелеймона. Вокруг тишина, умиротворение, течет крошечный ручеёк, где мы набираем «святой» воды. Неспешно ведем беседу со  смотрителем источника, послушником Петром, который своим тихим голосом настраивает нас на купание в холодной воде источника (плюс 8 градусов круглый год). Вечереет. Людей практически нет, только несколько молодых паломников проходит в купель. Многие из нашей компании, кто пришел на источник, борясь со страхом холодной воды, помолившись, окунаются, чтобы исцелиться и смыть грехи.  Уставшие, но одухотворенные возвращаемся в гостиницу, где нас уже ждет шикарный ужин и великолепный шашлык. Как хорошо, что есть такие замечательные мужчины, которые практически избавили нас от приготовления пищи, взяв все в свои руки.  Хотя аджапсандал к шашлыку приготовили  наши женщины.

День третий. Новые экскурсии. Проезжаем гранитный каньон, где величественные скалы склоняются над завораживающей чистотой рекой Белой. По пути делаем остановку  в поселке Хамышки у православного храма, где в это время идет служба, которую ведет сам епископ Майкопский и Адыгейский Тихон. Этот храм является подворьем Свято-Михайловской Закубанской пустыни, в честь святых мучеников Гурия, Самона и Авива.

Далее нас ждет Кавказский государственный биосферный заповедник, кордон Гузерипль. Место необычайно живописное. По территории протекает уже полюбившаяся нам река Белая. В этом месте она не очень глубокая, с небольшими порогами, что привлекает любителей рафтинга. Вода так и манит своей чистотой, прозрачностью и слегка изумрудным цветом, глаз просто не оторвать! Некоторые «моржи» из нашей компании купаются, а в это время у остальных дух захватывает от происходящего. Фотографируемся у воды, на камнях и идем дальше.

Следующий объект нашей экскурсии не мог не привлечь нас, как энергетиков, - это старая маленькая ГЭС на реке Молчепа (пос. Гузерипль) с небольшой деревянной плотиной.  На обратном пути мы делаем остановку на смотровой площадке, возле которой сливаются две мощные реки - Белая и Киша. Зрелище умопомрачительное! Мощь и величие двух рек соединяются воедино, кажется, что если подойти чуть ближе, бурлящий поток захватит тебя навсегда.

Грустно уезжать, но люди настроены оптимистично: мы сюда еще вернемся!  Удивительное место Лаго-Наки: каждый уголок по-своему уникален, невозможно пройти мимо красивого дерева или берега реки, камня, храма, альпийских лугов, брызг водопадов, таинственных пещер. Вокруг красота и величие!!!

Коллектив благодарит организаторов за приятные  впечатления, прекрасный отдых и красоту увиденного. Отдельное спасибо хочется сказать нашему гиду, Татьяне Николаевне Фунтиковой, которая  все три дня, с раннего утра и до поздней ночи, была с нами, проводила экскурсии, сопровождаемые интересными рассказами и легендами. Мы надеемся, что еще не раз отправимся в путешествие  с этой удивительно доброжелательной и эрудированной женщиной.

Таисия Жилкина,
    заместитель генерального директора –
    директор Светлоградского межрайонного отделения.