• Пресс-релизы

    РЕФОРМЫ, ИНВЕСТИЦИИ, НАДЕЖНОСТЬ

     

    России, возможно, впервые хоть в одном удалось опередить целый ряд стран Евросоюза - у нас сумели сделать то, над чем уже долгие годы бьются западные эксперты - успешно «поделить» электроэнергетику. С 1 июля 2008 года РАО «ЕЭС России» прекратит свою деятельность. Вся энергосистема России будет состоять из двух секторов - монопольного и конкурентного.

    Российские энергетики считают, что с задачей они справились: сначала провели функциональное разделение, затем юридическое. Осталось разобраться с собственностью.

     

    РЕОРГАНИЗАЦИЯ РАО

    В Москве на минувшей неделе прошла ставшая уже традиционной ежегодная конференция «РАО «ЕЭС России» - открытая компания». Она была посвящена завершающейся реорганизации энергохолдинга. С докладом выступил председатель правления РАО «ЕЭС России» А.  Чубайс, который дал оценку основным этапам развития реформы российской энергетики.

    Суть ее заключается в разделении энергетики на два сектора: конкурентный и монопольный. Монопольный, с государственным тарифообразованием, включает в себя Федеральную сетевую компанию (ФСК), диспетчерскую службу (Системный оператор), создающийся холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), энергетические системы Дальнего Востока.

    Конкурентный сектор живет по рыночным законам, там должна преобладать частная собственность, в него войдут 6 тепловых оптовых генерирующих компаний (ОГК), ГидроОГК (объединяет гидроэлектростанции), 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК, в том числе и питерская ТГК-1) и ИНТЕР РАО ЕЭС (от РАО ЕЭС в эту организацию не поступило никаких капиталовложений). По самым пессимистичным оценкам, капитализация этого проекта оценивается в 1,5 миллиарда рублей. А с очень высокой капитализацией ИНТЕР РАО будет стоить соответственно намного дороже.

    Кроме того, в рамках Федеральной сетевой компании консолидирована вся Единая национальная электрическая сеть (ЕНЭС). 75 процентов собственности ФСК будет у государства. Безусловно, на фондовом рынке ее акции станут «голубой фишкой».

     

    РАЗДЕЛИМ СОБСТВЕННОСТЬ

    Собрание акционеров РАО «ЕЭС России», прошедшее 26 октября этого года, одобрило реорганизацию компании через выделение. Таким образом, в России функциональное разделение энергохолдинга можно считать осуществленным. Юридическое разделение прошло 2-3 года назад, а вот разделение по собственности закончится к июлю 2008 года.

    - Выбор наш обусловлен не радикализмом ради радикализма, - пояснил Анатолий Борисович, - если в России хочешь создать конкуренцию, значит, надо разделять собственность.

    Именно поэтому мы для себя выбрали самую жесткую норму: сети и генерация - отдельные бизнесы. Мы будем категорически против приватизации сетей ровно по этой же логике. Иначе частный бизнес, приобретя сети и генерацию в одном и том же регионе, восстановит вертикальную интеграцию, не допустит конкурентов, зажмет их, завысит цены и будет измываться над потребителем.

    Ну а когда структурные преобразования подведены, то создан задел для запуска системы рынков. Сердцевина ее - это оптовый рынок электроэнергии. Он создан, запущен, функционирует с 1 сентября прошлого года. Отталкиваясь от нее, нам нужно построить еще минимум 4 вида рынков. Это рынки мощности, системных услуг и производных финансовых инструментов, а также розничные рынки.

    Для этого необходимо ликвидировать все элементы государственного тарифообразования в генерации - ничего, кроме антигосударственного эффекта, они не дают. С 1 января 2011 года вводится запрет на государственное тарифообразование для генерации. Но вместе с тем реформа РАО не коснется интересов рядового потребителя. Тарифы для него до 2014 года будут регулируемыми, то есть их будет устанавливать государство в лице тарифообразующих органов.

     

    КОЛОССАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - ЦЕЛЬ РЕФОРМЫ

    Одной из главных целей реформы было привлечение в энергетику колоссальных инвестиций, чтобы получить средства на строительство новых и реконструкцию существующих энергомощностей.

    - Знаете, как пришлось бы решать проблему дефицита энергомощностей? Было бы два варианта решения. Решение номер один: отнять весь Стабфонд, отдать его в энергетику, - рассказывает Анатолий Чубайс. - Что означало бы это для макроэкономики? Дефолт. Проходили, знаем. Второе решение - утроить все тарифы с ходу. Если бы не было реформы энергетики, никаких иных вариантов у страны просто бы не оставалось. С этим шутить нельзя. Видели уже отключенную от электроэнергии Москву. Не дай бог увидеть еще раз. До конца 2008 года за счет конкурентных продаж акций ОГК и ТГК будет привлечено более триллиона рублей инвестиций, в том числе и зарубежных. Дело прибыльное, иначе не было бы столько желающих.

     

    ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ РЕФОРМЫ

    Многие спрашивают: что будет со стоимостью акций новых компаний целевой структуры после 1 июля будущего года, то есть после ликвидации РАО «ЕЭС России»? Анатолий Борисович твердо сказал, что все акционеры РАО ЕЭС станут акционерами всех этих компаний, за исключением Системного оператора, который будет являться стопроцентной собственностью государства. Существует консенсус-прогноз аналитиков. Если по состоянию на 12 декабря 2007 г. цена (то есть капитализация) РАО ЕЭС составляла 57,7 млрд. долларов, то прогнозная суммарная капитализация новых компаний, созданных в ходе реформы РАО ЕЭС, уже 80 млрд. долларов. Что это означает? Те акционеры, которые преобразуют акции РАО ЕЭС в акции компаний целевой структуры, получат прибавку в размере 30 - 35 процентов.

     

    КТО БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ ЗА ЭНЕРГЕТИКУ

    - Такой вопрос задавали еще лет 5 тому назад, - поясняет Анатолий Чубайс. - В первом цикле президентства В. Путина. Во время одного из заседаний мэр столицы Юрий Лужков, умеющий говорить убедительно, страстно, размахивая руками, поставил вопрос перед президентом: «Кто будет отвечать за выработку электроэнергии, с кого спросить за просчеты?» И Владимир Владимирович таким тихим-тихим голосом, едва слышно сказал: «Рынок».

    Кто будет отвечать за энергетику? Отвечаю: министр. Я не знаю - промышленности или энергетики. Разделение необходимо, так как функции разные. Но министр не предотвратит отключение потребителей, он не обеспечит текущие платежи, он должен обеспечить стратегию, схему развития энергетики, обязан реализовать государственную задачу.

    А командовать энергетикой должны государство и рынок, - развивает тему председатель правления РАО «ЕЭС России». - За государством, безусловно, перестройка государственной системы управления. Она уже начата. Расширяются функции федерального агентства Росэнерго. Его руководителем назначен Дмитрий Сергеевич Аханов - он будет разрабатывать всю государственную систему управления энергетикой после реформы. Второй аспект - рыночный компонент, равнозначный государственному по «весу» и значимости. Реорганизуется Администратор торговой системы, создается Совет рынка, который будет самоуправляемой организацией, представляющей всех субъектов рынка. У него будут серьезные полномочия по воздействию не только на конкурентный, но и на монопольный сектор, в том числе на СО и ФСК.

    Все это вместе позволит нам с чистой совестью передать эстафету новым энергокомпаниям к 1 июля будущего года.

     

    ЕСТЬ ЛИ ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ В РЕФОРМЕ?

    На этот не самый легкий вопрос Анатолий Чубайс дал ответ ясный и четкий:

    - Защита существует, не хочу все рассказывать, пусть те, кто пожелают повернуть все вспять, сначала найдут слабые места в законе. Например, откуда появляются инвестиции? Ты никогда не заставишь частника полезть в карман, достать свой кровный миллиард долларов и отдать российской энергетике, в отличие от государственных структур, интересы которых можно пролоббировать. За всеми этими сводками, расчетами, проводками стоит не измеряемое ничем понятие, которое называется «доверие». Есть целый ряд юридических законов, стоящих на защите реформы. Механизм коварный и очень эффективный. Например, в договоре на предоставление мощности есть пункт о форс-мажорных обстоятельствах. В нем наряду с экономическим кризисом есть еще одно основание - пересмотр постановления правительства. Если государство решит изменить стратегию развития - энергетики, то инвесторы имеют полное право отказаться от проекта. И это справедливо. Это и будет честным рынком.

    Снежана АРЕФЬЕВА.

    «Бизнес-ТВ» № 52 от 25 декабря 2007 г.

    К началу страницы

     
     

    © 2010 ОАО «СТАВРОПОЛЬЭНЕРГОСБЫТ»

    © 2010 ОИТ. Дизайн и программирование