• Пресс-релизы

    ВЫПУСКАЯ ЦЕНЫ НА СВОБОДУ...

     

    Несмотря на то, что повышение тарифов на «коммуналку» уже стало явлением ежегодным, подорожание каждый раз вызывает бурную реакцию населения. Последние полгода к разговору о тарифах активно подключились и предприятия края.

    Эти и многие другие проблемы журналисты на днях смогли детально обсудить с гостями пресс-клуба «СП» – генеральным директором ОАО «Ставропольэнергосбыт» Борисом Остапченко и первым заместителем министра промышленности, энергетики и транспорта Сергеем Унановым.

    Как известно, в сентябре прошлого года были изменены правила оптово-розничной торговли электроэнергией. Постепенно «отпуская» цены из-под своего контроля, государство предписало организациям покупать 5 процентов электроэнергии по рыночным ценам. Предполагается, что к концу текущего года этот лимит увеличится вдвое.

    Обеспокоенность  потребителей по этому поводу несколько преувеличена, считает Б. Остапченко. Результаты работы энергосбытовой компании  свидетельствуют о том, что в прошлом году по свободным ценам было продано 4% электроэнергии при общем росте потребления 10%.  В соотношении с общим тарифом увеличение стоимости электроэнергии составило всего 0,5 процента - цифра незначительная, которая не может оказаться кризисной для потребителей.

    «Ставропольэнергосбыт», являясь крупнейшим гарантирующим поставщиком электроэнергии в крае, сделал все возможное для скорейшей адаптации  потребителей к новым условиям розничного рынка.

     - Мы опасались, что наибольшее сопротивление окажут мелкие (мелкомоторные) потребители и предприятия бюджетной сферы, так как при формировании бюджета 2006 года никто не мог предполагать, что на часть электроэнергии цены в сентябре будут отпущены.  Тем не менее, именно эта категория потребителей довольно быстро разобралась в нововведениях и приняла правила игры, - сказал Б. Остапченко.

    Как оказалось, непонимание проявили крупные потребители, в основном промышленные предприятия,  и другие энергоснабжающие  организации края (горсети), обвиняющие сбытовиков в монополизме и желании получить дополнительную прибыль. Руководители этих предприятий пытаются игнорировать новые правила оптово-розничного рынка. И хотя законодательство позволяет «Ставропольэнергосбыту» применять к упорствующим потребителям штрафные санкции, руководство компании предпочитает пока иные методы убеждения - переговоры, встречи, разъяснения.

    По мнению С. Унанова, такие методы дают положительные результаты, энергетический рынок постепенно приходит в норму. Предприятия учатся более точному планированию объемов потребления электроэнергии, выбору тарифа и режима работы, что позволяет им даже существенно экономить.

    Новые правила не касаются населения, для которого тарифы по-прежнему регулируются государством.  И, тем не менее, плата за свет с января месяца «потяжелела» для селян на 11 копеек, для жителей города - на 16 копеек.  С чем это связано?

     - Дополнительный рост тарифов для населения  обусловлен  необходимостью сокращения перекрестного субсидирования. Дело в том, что эти тарифы не покрывают экономически обоснованных расходов на производство электроэнергии и передачу ее по сетям, они, по сути, являются льготными. Сейчас население оплачивает лишь 70%  реальной стоимости электроэнергии, оставшиеся 30% ложатся на промышленный сектор. Небольшим утешением может служить тот факт, что при инфляции в 12%, тарифы на электроэнергию увеличены лишь на 11%, что можно расценивать как  некое их удешевление, - подытожил тему роста тарифов С. Унанов.

    Однако не только рост тарифов вызывает возмущение ставропольцев. Поводом для недовольства стала и новая система оплаты за потребленную электроэнергию, когда на смену привычным абонкнижкам пришли квитанции, и дополнительные расходы на оплату услуг почты и сберкасс при приеме платежей.

    Все эти меры Борис Остапченко назвал вынужденными. Изменения в налоговом законодательстве не оставили «Ставропольэнергосбыту» возможности сохранить расчетные книжки. НДС теперь взимается по факту потребления электроэнергии, а не в зависимости от показателей, выставленных самими абонентами. Неплатежи населения всегда служили основой для претензий и со стороны сетевых организаций, которые также требуют полной оплаты оказанных услуг, без разбирательств, сколько денег поступило от потребителей, а сколько недоплачено. Однако гости «СП» заверили журналистов, что при выписывании квитанций, ориентиром служат предыдущие показатели объемов потребления конкретным абонентом,  при чем берется только средняя величина.  Возникающие разночтения в показаниях счетчика и цифрах в квитанциях обязательно регулируются при посещении контролера. 

    Разговор коснулся и возможного дополнительного взимания денег при оплате за потребленную электроэнергию. По-видимому, вскоре гражданам придется оплачивать услуги почты и сберкассы из собственного кармана, о чем «Ставропольэнергосбыт» письменно уведомил глав администраций городов и районов края. Энергетики объясняют эти неутешительные для населения перспективы тем, что Региональная энергетическая комиссия Ставропольского края не заложила в тариф на электроэнергию расходы на почтовые услуги в нужном объеме. Прийти на помощь населению в этом вопросе «Ставропольэнергосбыт»  также не может, поскольку РЭК СК, устанавливая тарифы на электрическую энергию, потребность энергосбытовой компании в собственных расходах обеспечила только на 39%, чем поставила ее в крайне затруднительное положение.

     -  Оплата  почтовых расходов граждан в пунктах приема платежей обойдется нам дополнительно до 20 млн. рублей в год. Мы не можем себе этого позволить, так как живем в режиме жесткой экономии и даже вынуждены идти на сокращение собственных работников (до 30%),  большинство из которых жители сельских районов, где проблема безработицы стоит наиболее остро. Компания не должна работать себе в убыток.

    Кстати, если вспомнить об убытках, то одной из ключевых проблем ОАО «Ставропольэнергосбыт» являются хронические неплатежи компаний-оптовиков, перепродающих электроэнергию. За прошлый год дебиторская задолженность составила почти 300 миллионов рублей. Эта цифра вызывает обеспокоенность не только у самой компании, но и у руководства края, заинтересованного в стабильном и бесперебойном энергоснабжении населения и организаций. Причем самые напряженные финансовые взаимоотношения у «Ставропольэнергосбыта» со Ставропольской, Георгиевской, Ессентукской и Железноводской горэлектросетями.

    И в этом случае «Ставропольэнергосбыт» проявляет долготерпение, рассчитывая на благоразумие руководителей предприятий-должников. В ход вновь идут переговоры, предупреждения, графики реструктуризаций и тому подобное. Приходится прибегать к судебным разбирательствам, ограничениям и в самых крайних  случаях -  отключениям.  Правда, технология подключения потребителей не всегда позволяет отключать должника без ущерба для состоящих в этой же цепочке других, законопослушных потребителей, чьи интересы для «Ставропольэнергосбыта» являются главенствующими. Этим обстоятельством, кстати, злоупотребляет Ставропольское МУП «Горэлектросеть» - самый большой должник компании. 

     - Наше предприятие - практически единственный оптовый поставщик электроэнергии в крае, помимо Пятигорской горэлектросети, действующей только в пределах города-курорта. Возможности у нас большие, но не бесконечные. Если неплатежи будут накапливаться с той же скоростью, что и в начале этого года, то через несколько месяцев могут начаться проблемы с поставками электроэнергии в Ставропольский край, так как правила оптово рынка предусматривают жесткие санкции по отношению к неплательщикам. А этого допустить нельзя. Все мы заинтересованы в динамичном и стабильном развитии края, спокойной мирной жизни ставропольцев.

     

    Юлия ЮТКИНА.  

    «Ставропольская правда», № 48 от 01.03.2007 г.

    К началу страницы

     
     

    © 2010 ОАО «СТАВРОПОЛЬЭНЕРГОСБЫТ»

    © 2010 ОИТ. Дизайн и программирование