• Пресс-релизы

    наше завтра начинается сегодня

     

    Руководитель двадцать первого века, каков он? Молодой, целеустремленный,  энергичный, способный к молниеносной оценке ситуации и принятию стратегически обоснованного решения, выдержанный, лояльный к людям, одновременно непримиримый к бездействию, собранный… Вот почему не случаен выбор нашего сегодняшнего собеседника. Взглянув на первого заместителя генерального директора – исполнительного директора ОАО «Ставропольэнергосбыт» Михаила Попова, понимаешь: он как никто другой олицетворяет образ руководителя нового времени.      

     

    - Михаил Иванович, расскажите для начала о себе, каков ваш путь в энергетику?

    - Моя родина – утопающий в изумрудной зелени Кисловодск. С ним связаны самые лучшие воспоминания детства, здесь слово «дружба» приобрело определенные очертания. Особый  этап в моей жизни - служба в армии, ракетных войсках. Это был тот момент, когда Советский Союз превратили в Российскую Федерацию. Пространственно-ценностная дезориентация на многих действовала не лучшим образом, именно здесь предстояло понять, что настоящая преданность Отечеству не зависит от того, как именуется страна. После возвращения домой продолжил работу на  Кисловодской фабрике сувенирных изделий «Феникс». На моих глазах рождались экспериментальные модели ее знаменитых ваз, панно, сервизов. Отдавая их в производство, мы надеялись, что когда-нибудь, с гордостью заявим во всеуслышание о своем авторстве.

    Но жизнь не стоит на месте. Я поступил в Ставропольский институт имени В. Чурсина на юридический факультет, где, совмещал учебу и работу, в тот же период и женился. Как видите, скучать времени не было.

    Еще будучи студентом, работал в «КМВ-медсервис», а потом на Пятигорском ликероводочном за­воде, где посчастливилось освоить и нюансы авторского права, и особенности искового производства. Опыт работы пригодился – пригласили работать во вновь созданную организацию «Лукойл-Северо-Кавказнефтепродукт». Здесь в мою жизнь вмешалась судьба: случай привел меня в «Ставропольэнерго» и я стал начальником юриди­ческого отдела, а через три месяца возглавил отдел пра­вового обеспечения и сопровожде­ния договоров. В этой должности работал до реорганизации. Следующий карьерный виток связан уже с ОАО «Ставропольэнергосбыт», сначала в качестве заместителя генерального директора по реали­зации, а потом первого заместителя генерального директора - исполнительного директора. Нужно отдать должное генеральному директору ОАО «Ставропольэнергосбыт» Елене Климашевской, которая одним из принципов своей работы видит помощь молодым специалистам в раскрытии собственного потенциала.

    - Признайтесь, наверняка вам было нелегко в первое время, тем более в непростых  условиях реорганизации компании?

    -          Да, не скрою, это так. Открытое акционерное общество «Ставропольэнергосбыт» образовалось первого апреля 2005 года в рамках реформирования РАО «ЕЭС России» в результате разделения ОАО «Ставропольэнерго» на несколько независимых хозяйствующих субъектов. Как перед любым молодым предприятием перед нами стоит ряд новых задач. Теперь мы не только покупаем и реализуем электроэнергию, но и налаживаем хозяйственную деятельность, пытаемся взрастить молодых специалистов, поднять компанию на должный уровень для качественного выполнения задач, которые перед нами ставят РАО «ЕЭС России» и ОАО «ТГК-8». Сегодня мы арендуем поме­щение, произвели в нем косметический  ремонт, оснащаем рабочие места оборудованием, тех­никой, мебелью - в общем, создаем нормальные условия для работы коллектива.

    - Расскажите о том, чем сегодня занимается ОАО «Ставропольэнергосбыт» как субъект  рынка электроэнергии.

    - ОАО «Ставропольэнергосбыт» закупает электроэнергию на оптовом рынке и продает нашему потребителю, как бытовому (частному) сектору, так и юридическим лицам и пред­принимателям, используя сети ОАО «Ставропольэнерго» для ее передачи. Договорные взаимоотношения остались в пре­жнем объеме, но постоянно ведется работа по увеличению количества потребителей.

    К сожалению, есть так называемые «тя­желые» потребители. Это Георгиев­ская, Железноводская, Ессентукская горсети, ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро». При наличии текущей оплаты у них есть задолженность, которая образовалась до момента создания ОАО «Ставропольэнергосбыт». Это приличные суммы, на­пример, у Георгиевска существует долг за семимесячное потребление электроэнергии. Мы понимаем, такие деньги трудно сразу найти. Если принимать меры по ограниче­нию поставки электроэнергии, то пострадает конечный потребитель, который, в свою очередь, добро­совестно выполняет обяза­тельства. Поэтому мы пытаемся наладить с клиентами взаимоотно­шения, найти общий язык и изменить сложившуюся ситуацию. Стремление к диалогу должно быть обоюдным, иначе любая добрая инициатива обречена.

    В целом сейчас в крае более или менее стабильная обстановка. Но   Ставрополье, в большей части своей, - аграрный регион, у нас много сельхозпотребителей. Их финансовое благополучие весьма зыбко, зависит от множества трудно контролируемых факторов: не вырастили  урожай - не получили денег – нет средств расплатиться. Но вот парадокс: именно аграрии – одни из самых дисциплинированных плательщиков.

    Опять же после выделения «Ставропольэнергосбыта» из «Ставропольэнер­го» возникли споры, связанные с исполнением договоров, заключенных до реорганизации. Часть денег уходила на счета «Ставропольэнерго», а не к нам. Сей­час мы производим сверку сумм, ищем решение проблем. В ближайшее время надеемся уладить разногласия. Сегодня мы производим стопроцентную оплату оказанных нам услуг по передаче электрической энергии, перед «Ставропольэнерго» у нас долгов нет.

    Что касается нашего предпри­ятия, то зарплату мы платим вовремя, выдаем премии за успешное выполнение показателей.

    -          Кто в крае, помимо уже  названных  субъектов рынка электроэнергии, является  вашими клиентами?

    -          Кавминводы - кроме Пятигорска и Кисловодска. Пятигорс­кие сети - самостоятельный субъ­ект оптового рынка, в Кисловодске поставщиком  является КТ «ЗАО «РЦЭРиК». Наши крупные потребители Невинномысская и Буденновская горсети - самые дисциплинированные, они в срок выполняют обяза­тельства и задолженностей перед нами не имеют. Я считаю,  основной  показатель для нас по финансовому состоянию - это именно работа с потребителем: получение платы за используемую энергию, своевременное взыска­ние задолженностей. Электроэнер­гия - это такой вид товара, который потребля­ется ежесекундно. Его нельзя сложить в угол, как нельзя и закрыть на складе, полезное действие налицо: без электроэнер­гии немыслимы сегодняшняя жизнь и прогресс.

    - Как вы оцениваете работу предприятия в условиях рефор­мы электроэнергетики? Как, на ваш взгляд, она проходит?

    -       Действия, предпринимаемые руководством «РАО ЕЭС», направлены на динамичное разви­тие всего государства, на создание на территории России нормального конкурентоспособного рынка элек­троэнергии. Сейчас все функции четко разгра­ничены: генерация занимается выработкой электро­энергии; в задачи сетевой компа­нии (в нашем крае это «Ставрополь­энерго») входит обязанность обеспечивать передачу электроэнергии, содержать в технически исправном состоянии сети, производить их своевременный ремонт. Мы - энер­госбытовая компания. Наша цель состоит в том, чтобы своевременно производились платежи за электроэнергию, расчеты на оптовый рынок электроэнергии, осуществлять покупку элек­троэнергии в необходимом объеме для потребителей нашего края.

    - А можно ли уже сегодня говорить о каких-то результатах работы ОАО «Ставропольэнергосбыт»?

    -  Итоги будем подводить в конце года, тогда станет ясно, правильно ли мы выбрали направление, нужно ли корректировать стратегию и тактику. Мы понимаем, чего от нас требуют, что в идеале должно быть. Совер­шенствуемся, растим персонал. Работа компании ведет­ся в рамках законодательства, установленных норм и правил. Мы прозрачны в своей де­ятельности. Опыт, даже если он отрицательный, бесценен и предоставляет возможность делать выводы, стимулирует в поисках нового. Мы видим основные направления, но нужно присмотреться и к частностям. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Впереди многое предстоит сделать, но мы готовы к трудностям.

    - Какой вы видите динамику развития предприятия?

    -    Динамика проявляется в со­вершенствовании процессов,   среди которых - более детальный подход к каждому пот­ребителю, бухгалтерский учет, возможность увидеть финансовую об­становку по оплате электроэнергии в любой точке края, а также прове­дение работы по увеличению при­были предприятия. Важно, чтобы предприятие было конкурентоспо­собным, а сотрудники - професси­онально грамотными.

    -    Михаил Иванович, вы упо­мянули о профессионализме коллектива.  А  каковы, по вашему мнению, его слагаемые?

    -    Часть профессионалов перешла в нашу организацию из «Ставропольэнерго». Но появились новые отделы, куда мы пригласили специалис­тов из других организаций. Чрезвычайно сложен вопрос воспитания персонала. Это весьма длительный процесс. Прежде все­го, необходимо своевременно до­водить до людей указания и распоряжения, обязательные для исполнения, следить за их исполнением, проводить методическую работу, формировать профессионализм.

    -    Расскажите о новых на­правлениях в работе и новых от­делах предприятия.

    - Когда мы стали отдельным хозяйствующим субъектом, у нас появились отдел бюджетиро­вания и бизнес-планирования, казначейство, служба безопасности. Планово-экономический отдел существовал, но  его  функции были настолько  незначительны,  что он  просто  не справлялся с тем объемом работы, который появился после реорганизации, поэтому пришлось его расширить. Увеличили состав бухгалтерии, особенно налоговое направление. Отдел информацион­ных технологий тоже расширился. Глобализировались задачи отдела материально-технического снабжения, который теперь проводит торги, конкурсы, закупки. Конечно, чтобы увидеть, что проис­ходит, нужно вникнуть в работу детально. Если из разных мест взять музыкантов и попросить их сыграть, они не сыграют ничего: для того, чтобы получилась песня, нужны вре­мя,  усилия и объединяющее начало. Так и у нас. Необходимо, чтобы коллектив сработался, тогда и показатели станут намного выше.

    -   Михаил Иванович, вас мож­но назвать руководителем нового поколения, менеджером. Каким,  по ваше­му мнению,  должен быть такой человек?

    -   Я думаю, что сам руководи­тель должен более детально вни­кать во все   процессы, происходящие в организации. Все, конечно, охватить тяжело, но, по крайней мере, уделять вни­мание проблемам коллектива необходимо.     Менеджер должен быть более активным, более гра­мотным, должен быть сведущим во всех направлениях: экономическом, юридическом, гуманитарном. Думаю, при всех этих условиях бу­дет достигнут нормальный результат, сложится руководящее звено, которое понимает, что происходит «внизу», как выстраивается структура. Когда
    мы поймем, каковы проблемы на уровне рядового работника, обеспечим его всем необходимым, тогда и наверху будет положительный результат. Задача менед­жера - собрать информацию и правильно построить пи­рамиду. Если чего-то не будет хва­тать – эта  конструкция разрушится.

    -   Михаил Иванович, что вам помогает в работе?

    -   Работая в разных по своей деятель­ности организациях, я старался  детально изучить весь процесс: как предприятие функционирует, какие возникают проблемы, как принимаются  управленческие ре­шения. Юрист близок и к «технарю», непосредственному исполнителю, и к руководителю. Мне приходилось общаться со специа­листами разного уровня, живущими в разных регионах. Процесс обмена опытом немаловажен: полученные знания начинаешь применять в сво­ей трудовой деятельности. Естественно, это благоприятно сказывается  на собственной  ра­боте. Ты ставишь приоритеты, стараешься прогнозировать развитие событий, без этого конечный результат недостижим. Должен отметить, что у меня были хорошие наставники, которым я очень благодарен. Не буду утверждать, что все знаю идеально. Наверное, это невозможно, так как все меняется: и люди, и мнения, и взгляды на жизнь. Да и общество становится экономически более грамотным. Но стоять на месте нельзя, надо всегда стремиться вперед.

    -          Скажите,   пожалуйста,  а каким вы видите будущее сына?

    -     Сей­час Максим учится в четвертом классе. Пока он растет, осваи­вает азы  науки.  Максим одинаково успевает по всем предметам во многом благодаря нашей маме, ко­торая уделяет уйму времени для его обучения. Как все дети, ему, конечно, интересно и  погулять, и поиграть.  Я считаю, общение со сверстниками необходимо.

    -     Михаил Иванович, а какой вы дома, вне стен рабочего кабинета?

    -     Мне нравится демократия в семье. Все проблемы мы решаем сообща: обсуждаем, спорим, находим компромисс. Есть незыблемые правила, обязательные к исполнению, но и учитывать пожелания членов семьи, мнение каждого необходимо.

    -     Чем вы любите заниматься в свободное время?

    -     Очень люблю горы, горные лыжи, пу­тешествия. Правда, в последнее время на отдых остается все меньше времени. Работать приходится чуть ли не сутками, но, если выдается свободный денек, стараемся провести его на при­роде. В последний раз с коллективом два дня провели в Архызе. Поднимались к водо­паду, ледникам, перевалу. Впечатлений хватит, я думаю, надолго. Такие по­ездки сплачивают людей, они больше узнают друг о друге, тем более что некоторые сотрудники пришли к нам недавно. Когда человек вне офиса, он более естественен и искренен. Я уверен, у нас хороший, сплоченный коллекти­в.

          

    Александра ГОРШКОВА.

    «Энергия Северный Кавказ», № 17-25, декабрь 2005 г.

     

    К началу страницы

     
     

    © 2010 ОАО «СТАВРОПОЛЬЭНЕРГОСБЫТ»

    © 2010 ОИТ. Дизайн и программирование