• Пресс-релизы

    И ВНОВЬ О НОРМАТИВАХ…

     

    Своевременная оплата коммунальных услуг,  в частности электроэнергии, - тема актуальная и, как показывает практика, требующая подробного разъяснения специалистов. Сегодня на вопросы, чаще всего задаваемые жителями города Железноводска, отвечает заместитель генерального директора ОАО «Ставропольэнергосбыт», директор Центрального межрайонного отделения  И. А. Плешаков. 

     

     - Иван Алексеевич, вот уже восемь месяцев как в схеме расчетов за поставляемую электроэнергию в многоквартирные дома города ваша организация применяет нормативы энергопотребления.  Многие люди, в том числе и облаченные властью, считают действия «Ставропольэнергосбыта» противоправными, усматривают в них нарушение законодательства. Так ли это?

     - В начале года некоторые должностные лица, не разобравшись в сути происходящего, давали свои  комментарии, как устные, так и письменные, о неправомерности действий «Ставропольэнергосбыта», чаще всего негативного характера. На протяжении всего этого времени со стороны Жилищной инспекции, антимонопольной службы и других инстанций к нам поступали запросы с требованием объяснить причины использования нормативов, проводились проверки деятельности нашего предприятия.  Сегодня ситуация меняется.   Все официальные инстанции после тщательных проверок дали заключения о законности действий нашей компании. Недавно решение  одного из городских судов, вынесенное в пользу «Ставропольэнергосбыта», нашло подтверждение в краевом суде. И теперь даже те должностные лица, которые в начале года выступали с критикой в наш адрес,  изменили свое первоначальное мнение. В обращенных к нам письмах и документах они тоже признают законность действий ОАО «Ставропольэнергосбыт». Меняется и тактика поведения этих людей, сегодня они рекомендуют собственникам жилых помещений в многоквартирных домах не тратить время на выяснения отношений с ресурсоснабжающей организацией, а обращаться непосредственно в свои УК и ТСЖ с требованиями выполнения коммунальных услуг, которые предписывает им закон.

     

     - Согласно действующему законодательству, а именно п. 16 постановления №307,  оплата коммунальных услуг  производится с учетом показаний индивидуальных приборов учета. Почему в таком случае применяются нормативы, разве это не ущемляет права граждан?

     - Действующим законодательством определен порядок взаимоотношений  всех действующих сторон: ресурсоснабжающей организации, исполнителя коммунальных услуг и собственника жилья в многоквартирном доме.  «Ставропольэнергосбыт» является ресурсоснабжающей организацией. Выбор формы управления  домом происходит на общем собрании жильцов дома: это либо управляющая компания (УК), либо товарищество собственников жилья (ТСЖ), либо непосредственная форма управления (НФУ). Коммунальные услуги начинают оказываться собственникам с даты заключения ими договора с УК, либо с даты регистрации ТСЖ как  юридического лица.  С указанной в договоре даты обязанности по поставке электроэнергии  собственникам многоквартирного дома у ресурсоснабжающей организации оканчиваются, эти обязательства  переходят  к УК или ТСЖ. Теперь «Ставропольэнергосбыт» обязан поставлять электроэнергию только УК или ТСЖ, причем объем  электроэнергии определяется на границе  ввода сетей в дом по общедомовому прибору учета, а в его отсутствие – по нормативам.  Однако некоторые УК и ТСЖ  нарушают  действующее законодательство, не заключая  договор с ресурсоснабжающей организацией. В результате они не ведут расчеты с собственниками помещений, не производят начисления с  учетом показаний индивидуальных электросчетчиков. В адрес управляющих компаний направлялось не одно предостережение со стороны органов  прокуратуры о необходимости заключения договоров с ресурсоснабжающей организацией.  Однако коммунальщики эти предписания игнорируют. По закону «Ставропольэнергосбыт» имеет право прекратить отношения с такими управляющими компаниями, то есть приостановить  энергоснабжение принадлежащих им многоквартирных домов.  А это, в случае с УК-1 и УК-2, более трех десятков многоквартирных домов! Не желая оставлять людей без света (жильцы домов  не виноваты в сложившейся ситуации), мы продолжаем поставлять в многоквартирные дома электроэнергию, но она, разумеется, требует оплаты.

      - И как происходит оплата в данном случае? По нормативам?

     - Да. Если в многоквартирном доме отсутствует  общедомовой прибор учета, то электроэнергия поставляется по нормативам. Но в тех домах, чьи  управляющие компании  состоят с нами в договорных отношениях, счета к оплате предъявляются  непосредственно УК или ТСЖ, а они уже сами распределяют объемы по квартирам, в обязательном порядке учитывая показания индивидуальных приборов учета. А там, где УК или ТСЖ отказываются заключать с нами договор, электроэнергия поставляется напрямую собственникам, и в этом случае, по закону, оплачивается только по нормативам, без учета показаний индивидуальных приборов учета.

     - А есть положительные примеры взаимодействия с управляющими компаниями?

    -  Разумеется. Что бы ни говорили  коммунальщики, уклоняющиеся от заключения с нами договоров, есть ряд других УК и  ТСЖ, которые уважают интересы своих жильцов в подведомственных им домах. Они сумели понять и принять предусмотренную законодательством схему поступления платежей за электроэнергию. Заключив с нами  договоры, эти управляющие компании производят начисления с использованием показаний индивидуальных приборов учета, и поэтому никто не страдает – ни  они сами, ни жители многоэтажек. Но даже с теми компаниями,  которые не желают оформить договорные отношения, «Ставропольэнергосбыт» пытается найти общий язык. Даже в отсутствие договора, но обладая достоверной информацией о наличии у УК домов в управлении, опираясь на протокол собрания жильцов, желающих получать электроэнергию, «Ставропольэнергосбыт» поставляет электроэнергию не собственникам, как можно было ожидать в этом случае, а все-таки управляющим компаниям. То есть применяет к людям щадящий режим – с учетом показаний индивидуальных приборов учета. Для нас интересы людей важнее неоправданного упрямства их управляющих компаний.

     - Почему руководители одних УК смогли понять и принять требования законодательства, а руководство УК-1 и УК-2 за прошедшие восемь месяцев так и не смогли договориться с ресурсоснабжающей организацией?

     -  Трудно сказать. По законодательству управляющие компании и ресурсоснабжающая организация сегодня вправе выстраивать взаимоотношения так, что собственники во избежание задолженности могут оплачивать электроэнергию напрямую в «Ставропольэнергосбыт».  Все поступающие  платежи идут в счет погашения задолженности управляющей компании. Тем самым граждане выполняют свои обязательства перед УК за поставку им коммунальной услуги.  Все начисления в данном случае по законодательству идут  с учетом показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета.

    Что касается УК-1 и УК-2, то наша деловая переписка уже вылилась в два огромных тома, но к согласию пока не приводит. Позиция руководителей этих двух управляющих компаний остается неконструктивной. К примеру, если в 2009  - 2010 годах коммунальщики заявляли, что у них нет ни возможности, ни ресурсов вести работу по ведению расчетов, начислений, взысканию задолженности, то  сегодня, когда «Ставропольэнергосбыт» предлагает  взять на себя несение затрат  по приему платежей (а они довольно существенны), то УК отказываются от этого, предпочитая нести это нелегкое бремя самостоятельно. Можно только догадываться о причинах такого поведения.  Впрочем, если нет решения собственников о платежах напрямую, то деньги за электроэнергию поступают сначала в УК, которые потом рассчитываются с ресурсоснабжающей организацией. При этом  зачастую наблюдается несвоевременность платежей, возникает необоснованная задолженность, которая в дальнейшем может повлечь ограничение поставок  электроэнергии,  что мы не приветствуем – люди могут остаться без света в домах.

     - Многие жители  заняли выжидательную позицию и до выяснения отношений между УК и РО не оплачивают электроэнергию вовсе. Что их ждет в дальнейшем?

     - Позиция у жителей многоэтажек в этом вопросе разная. На сегодняшний день многие из них производят оплату самостоятельно, не обращая внимания на производимые нами или управляющими компаниями начисления. Другие оплачивают по показаниям индивидуальных счетчиков,  «забывая» общедомовые нужды. Нормативы привели к тому, что в квитанциях одних граждан показываются гораздо меньшие объемы потребления электроэнергии, чем обычно, в других, наоборот, гораздо большие. Первые, естественно,  счета оплачивают исправно, у них главный вопрос – не будет ли перерасчета? Вторые   возражают и, не желая переплачивать лишнее, игнорируют выставленные в квитанциях цифры и берут за основу  показания своего квартирного электросчетчика. И их тоже интересует вопрос перерасчета. Могу сказать одно -  перерасчетов не будет (они возможны лишь в случае, если собственник предоставит справку о том, что кто-то из членов его семьи в какой-то период не проживал в квартире). Всем остальным хочу сказать, что платить придется все равно, рано или поздно. Не производя оплату  сегодня, собственники жилья рискуют тем, что в определенный момент им придется выложить сразу довольно круглую сумму. А этого не избежать.  Мы истребуем все, что нам положено по закону, электроэнергия не может поставляться бесплатно.  Уже сегодня мы имеем решения судов о взыскании задолженности с граждан, в том числе начисленной по нормативам.  Суды подтверждают законность действий «Ставропольэнергосбыта».

     - Сроки установки общедомовых приборов учета официально отодвинуты до 1 июля 2012 г.  Почему нормативы применяются уже сейчас?

     - Действительно, постановлением №261 определена обязательность установки  общедомовых приборов учета  до июля следующего лета,  но это не отменяет и не изменяет существующий порядок расчетов. При отсутствии общедомового прибора учета в действие вступают нормативы. Право установки  приборов учета закрепляется либо за собственниками помещений,  либо за УК и ТСЖ. 

    - Волнения этого года, проводимая вами большая разъяснительная работа, решения судов способствовали пониманию гражданами обязательности установки общедомовых приборов учета? Есть ли положительная динамика в решении этой проблемы?

     - Удивительно, но в Железноводске  количество установленных общедомовых приборов учета значительно не увеличилось. По-видимому, УК и ТСЖ  ждут, когда им государство выделит на эти цели специальные средства, ждут бюджетных денег. Хотя неизвестно, будут ли эти средства вообще и в каком объеме. В результате это «ожидание» оплачивается из карманов жильцов многоэтажек, к которым все это время мы вынуждены будем применять нормативы.

    - А как обстоят дела в домах, где жители избрали непосредственное управление домом?

    - Странно, но там понимания в этом вопросе еще меньше. Люди не только не спешат устанавливать общедомовые электросчетчики, но даже определиться со старшим по дому, ответственным за решение этой задачи, не стремятся.

     - До населения доводятся противоречивые цифры стоимости общедомовых приборов учета. Иногда они весьма и весьма внушительны. Сколько на самом деле стоят электросчетчики?

     - Стоимость приборов учета  составляет  в среднем 15 – 20 тысяч рублей. Другое дело, если в многоквартирном доме имеется несколько точек питания, тогда суммарная стоимость всех приборов вместе будет, конечно, больше. Все зависит от мощности потребления электроэнергии многоквартирным жилым домом. И там, где есть понимание неизбежности этого процесса, там собственники и УК устанавливают приборы учета, оформляют их, заключают договор с ресурсоснабжающей организацией и спокойно живут. 

    - Многие утверждают, что у них уже установлены общедомовые приборы учета, подразумевая, что в домах стоят счетчики в местах общего пользования.

     - Надо в индивидуальном порядке рассмотреть эти приборы учета. Они тоже нужны собственникам, чтобы составлять баланс расходов электроэнергии внутри дома, чтобы знать, сколько уходит на освещение, на лифты,  сколько на потери, не  занимается ли кто-то безучетным потреблением, проще говоря не ворует ли кто?  Если модель такого счетчика позволяет использовать его в качестве общедомового прибора учета, то его можно переустановить на границу ввода сетей в дом и сэкономить на покупке нового. С этим прибором надо обратиться в сетевую компанию, провести госповерку, может быть, подремонтировать и использовать в дальнейшем. Это все на усмотрение граждан. 

    - Как вы думаете, скоро в вопросах оплаты электроэнергии наступит относительное спокойствие? Люди устали от противоречивости поступающей информации.

     - Информация о грядущих изменениях была заранее доведена до сведения администрации города, управляющих компаний, ТСЖ и собственников жилья. Это были письма, объявления на подъездах, встречи в администрации, выступления в СМИ. Конечно, многое зависит от позиции управляющих компаний, но не меньше от позиции самих жильцов многоэтажек. По большому счету граждане должны получать услугу надлежащего качества, в данном случае электроэнергию, и своевременно ее оплачивать. И все! Людей  не должны интересовать взаимоотношения управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, они не должны быть втянуты в долгие и малоприятные разбирательства. Что касается «Ставропольэнергосбыта», то мы стремимся одинаково со всеми выстраивать нормальные деловые отношения, мы не работаем с одной УК по одной схеме, с другой УК – по другой. Существуют одни правила, один закон.  И мы ему четко следуем.

     

    Газета «Курортный край» № 40 от 5 октября 2011 г.

     

     

    К началу страницы

     
     

    © 2010 ОАО «СТАВРОПОЛЬЭНЕРГОСБЫТ»

    © 2010 ОИТ. Дизайн и программирование